Главная » Родителям » Работа с родителями

Совместная работа логопеда с родителями

 Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в казалось бы благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей.

В силу различных причин часто семья не в состоянии оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. Другие  родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. В начале учебного года осуществляется обследование  речи обучающихся. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Родители рассказывают о своих тревогах, пожеланиях по поводу развития речи ребенка.

Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье помогают ребёнку закрепить полученные навыки правильной речи. Поэтому обязательной формой логопедической работы является консультативная работа с родителями ребёнка по различным темам:

-  Развитие речи ребенка;

-  Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Развитие фонематического слуха и др.

Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке.

Также родители посещают индивидуальные и фронтальные занятия, на которых знакомятся с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, наблюдают за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

В индивидуальных беседах обращается  внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе.

В помощь родителям оформляется стенд с информацией о различных речевых нарушениях  и методах их исправления.  

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Семья и образовательное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

 Рекомендации родителям

• Наладить тесные деловые контакты с учителем. Учитель владеет определенными методами и приемами формирования тех процессов, которые у ребенка нарушены, в данном случае – процесса развития фонематического восприятия и звукового анализа.

•  Попросите учителя давать ребенку такие задания, с которыми он сможет справиться.

• Особым способом выполняйте работу над ошибками в тетрадях. Читаете ему проблемное слово, анализируете его, проговариваете, как того требует учитель. Ребенок говорит, как правильно пишется это слово, и с проговариванием пишет его в тетради.

• Ребенок, страдающий нарушениями письменной речи, не может выполнять большие по объему задания как устные, так и письменные. Рекомендации типа "больше пиши" ему не подходят.

• Если на дом задали много писать, не прибегайте к методу "Пока не напишешь – не встанешь из-за стола". Наоборот, после того, как ребенок написал несколько строчек, пусть отдохнет. Следующую «порцию» он будет писать так же старательно, как и первую,

и вы увидите: ошибок в тетради будет меньше.

• Не заставляйте ребенка выполнять работы по русскому языку сначала в черновике, а затем переписывать в тетрадь. Это абсолютно бесполезное занятие! Пусть в тетрадях будет не так чисто, как при многократном переписывании. Но проблему таким образом вы не решите. На время коррекционной работы закройте глаза на помарки, договорившись об этом с учителем. Замечайте любой, самый маленький успех. Вместе с ребенком сравните неудачную его письменную работу с более удачно сделанной им же, покажите ему его улучшения, поддержите его. Главное, чтобы он поверил в себя.

• Работой по развитию фонематического восприятия занимайтесь ежедневно и понемногу (занятие может длиться 25-40 минут).

•  Продолжительность общего курса зависит от тяжести нарушения речи, особенностей ребенка, его работоспособности. После улучшения письма нельзя успокаиваться. Еще в течение года необходимо давать ученику поддерживающие упражнения, возвращаться к некоторым упражнениям. А дальше держать письмо под контролем.